Kharitonoff

Собирался на Налибоки год, как только увидел фотографии и прочитал отчёты участников первого раза.

Готовился – с зимы, бегал регулярно, были и длительные, так что был в форме.
Где-то тут, на подготовительном этапе, я и переоценил свои возможности. Перед стартом, когда собирался, про ночлег даже и не думалось, типа, быстренько пробегусь, часиков за 10-11 – и на электричку, ночевать не буду, я же быстро! В результате – сбитые ноги, содранная рюкзаком спина, 15 с лишним часов на дистанции, отсутствие вариантов ночлега.

Но, видимо, судьба в этот раз смотрела на мои заблуждения снисходительно, познакомив с замечательными людьми, которые и разрешали мои затруднения по ходу гонки (и по противоходу). Организаторы, волонтёры на КП, Ваня, Саша, есть что и кого вспомнить!

Для меня гонка разделилась на три этапа. Первый - до Круглицы, с заливным лугом и бродом, с хорошей скоростью первого этапа, пониманием необходимости читать карту и легенду после небольшого круга по лесу, который мы дали с попутчиком-тёзкой Ваней. «А скажите, пожалуйста, до Слободки как нам попасть? – А мы и не знаем точно, сами тут недавно живём, есть вроде дорога через лес…» - это так нам мужик на хуторе сказал, после того, как мы лес покинули. Километра три можно записать себе в плюс по дистанции, ко времени – в минус.

Второй этап – операция «мокрые ноги». Снимать на лугу кроссовки не стал, побоялся осоки, за что и поплатился далее. Высохли кроссовки относительно быстро – часов за пять, но дело они своё мокрое сделали – мозоли появились везде. Теперь уже мне не жалко было бы переть запасные кроссовки в рюкзаке, отработали бы они своё на последующих этапах.

На втором перегоне оставил я Ваню и погрустил в одиночку по замечательным лесным дорожкам. Яченка, Засулье, Заречье – было трудновато на асфальте, зато ориентироваться не надо. Меня, как и других, удивили дети в Засулье. Здоровались все, причём сами, первыми, весело и непринуждённо. Почти под конец этапа догнал Сашу, долго гнал, он то пропадал за поворотом, и я начинал сомневаться что я кого-то видел впереди, то вновь маячил на грани видимости. Он, кстати, тоже сказал, что я ему то показывался наяву, то мерещился за поворотом.

Ну, и третий этап – путь с Сашей, «в любом месте веселее вместе», оказывается, тупить вдвоём гораздо легче! Двое – уже команда, со всеми преимуществами. Самый длинный перегон Полоневичи-Свериново мне бы одному, без ансамбля, обошёлся бы гораздо дороже. Начиная от лесного участка перед Прусиново и до финального грейдера постоянно приходилось себя перепроверять. Прочитал «налево», сказал «направо». И так всё время, особенно ближе к финишу. Мозг не схватывает ничего. Проверяли и перепроверяли себя, доставая карту и читая вслух вдвоём. Тоже для меня новые ощущения.

Очень много мелких впечатлений, которые стоят как картинки перед глазами. Например, вставший на колесе велосипедист, тормозящий в попу (в колесо, конечно, плохого не думать!) переднего товарища после нашего уточняющего вопроса летящей за нами группе: «А правильно ли мы идём?» в лесу после Полоневич перед дачами. Передние остановились, замыкающий – не очень. «Глаза у тебя есть?!» - это комментарий переднего, но вроде всё обошлось.

Там, кстати, мы шли больше по велосипедным следам, чем по легенде. Развилок было – море, лент и указателей – не было, вот мы Виниту из себя и изображали. Мой фораннер к этому времени устал считать расстояние, шли по временным отсечкам от контрольных точек. Так и не знаю, правильно ли мы прошли эти самые дачи, на ЛЭП-то по итогу вышли, но к легенде, на наш взгляд, участок от «поворота налево, дачи – справа» до грейдера имел не очень большое отношение. Но раз вышли, то, наверное, всё правильно. В самих дачах спрашивали людей: «А были ли тут велосипедисты?». В ответ: «Да, двое проезжали». И это с учётом того, что нас обгонял не один десяток?! Где все?! И почему эти двое ехали посреди дачного посёлка?

Судя по поведению группки велосипедистов, которым мы кричали с нашего привала у развилки после жд переезда, они были не одиноки в своём заблуждении и попытке уехать по асфальту вместо съезда левее на грунтовку. «Ребята, вам сюда! - Спасибо вам! – и вам шчаслива!»

Впервые почувствовал начиная с этого поворота, что такое «накрывает» по-настоящему: чувствуешь, что сейчас свалишься от дрожи (это если тут же не побежишь). Плюс к заголоданию – вечернее похолодание, и вот он, полный кайф. Никогда ещё так не колбасило: руки трясутся, зубы стучат, по телу тоже дрожь волнами, атас! Попил минералки – оказалось ещё хуже. Но встали, пошли, потом побежали – и ничего, прошло! Озноб возвращался, когда пульс падал, но как только продолжали бежать – всё приходило в норму, и даже потелось.
Особое спасибо Саше за байку, без неё последний этап мне бы был совсем невесёлым, надеюсь, что не потрескалась нигде, весовые категории у нас немного разные оказались.

По темноте да по песочку в лесу до Прусиново было тоже прикольно. Шли мы там, где было нам удобнее, иногда это было там же, где было удобнее ехать велосипедистам. А мы считали, что нам тяжелее, и заранее кричали, типа: «Мы справа!». Объезжали добросовестно, даже по говнам, и даже те, кто выл. Может раз кто и попросил уступить, но мы уже в мозговом тумане вряд ли уступали. В Свериново подобная просьба девушки уступить грунтовую обочину и сойти на булыжную мостовую «вам же легче!» вызвала у нас только смех, даже не спорили. Да, конечно, нам легче. К этому времени дистанция, вес, сырые кроссовки сделали своё дело, мозоли были по ощущению размерами во все ступни, и каждый шаг был через весьма своеобразные ощущения, приплюсовывающимися к болям в мышцах. Ходьбы в традиционном виде у меня уже не было, был, как Саша назвал, «микробег», на полусогнутых.

Запомнилось падение девушки в том же лесу перед Прусиново. С криком «Ой!», нормальным таким звуком падения – тут же вскакивает – и вдогонку за группой! Привыкли падать за маршрут, не обращая на это внимания?!

В Свериново, костёла, которого ждали, мы не дождались. Тот деревянный домик-часовня с крестом и был он, а мы ожидали, наверное, что-то типа Красного костёла. Но сошлись на том, что раз с крестиком – то костёл и есть.

КП Свериново в час ночи походило на постановку «Секретных материалов», со странно перемещающимися над землёй яркими огоньками в надвигающемся от Нёмана тумане. Оказалось – не было там инопланетян. Но были люди. «Чаю? – Да, с сахаром, с много сахара! – Много нет. – Дайте сколько есть! – Держите. – А ещё?! – Держите. – А ещё? – Пожалуйста. – Может, вам прилечь? – Может, и прилечь. – Каши хотите? – Не откажусь. – Снова пожалуйста. – Может, к костру?». Что же это, куда я попал? Кто я им, этим милым людям, чтобы обо мне так заботиться?! Не за деньги же?! Это, кстати, шутка. А благодарность волонтёрам КП Свериново – самая нешуточная. Думаю, мне запомнится надолго. И не то чтобы другие КП были хуже, там вопросов не было нигде, ни на одном, начиная с Круглицы. Яченка, Полоневичи, - спасибо всем! Но там мы были засветло, полные сил, помощь воспринимается по-другому.

Предфинишный грейдер мне запомнился ощущением бесконечности боли в ступнях. Камушки, волны грунта, неровности… И это всё тянется, тянется, тянется… Никогда, наверное, не ждал так асфальта, объявленного в легенде, как на этом грейдере. Для нас этот асфальт и был почти финишем, после которого остается всего ничего, можно и не считать, 10-15 минут, роли не играют, никуда мы уже не денемся.

На финиш – бегом, с «ускорением», это же гонка!

И вот, всё самое интересное – позади, лагерь, палатка, обратная дорога, только ощущения в организме ещё некоторое время будут напоминать о километрах гонки.

До встречи через год!